УМК

Математика (8 класс, Линия учебно-методических комплексов по математике для 5–11 классов Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной)

Классы
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Линии УМК
Линия учебно-методических комплексов по геометрии для 5–11 классов И. Ф. Шарыгина
Линия учебно-методических комплексов по математике для 5–11 классов Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной










ПРОБЛЕМЫ ШКОЛ (КЛАССОВ) 
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ 
П.В. Чулков (Москва, учитель математики, школа № 2007, 
chulkov@logic.ru) 
В тезисах перечислены некоторые проблемы углубленного образования 
(и образования в целом) и предложены возможные пути их решения. 
1. Проблема «существования». 
Хотелось бы понимать, на каких основаниях будут (и будут ли?) суще-
ствовать школы (классы) с углубленным изучением математики. Углубленное изучение математики 427 
Речь идет не о «профильных», а именно о «математических» классах в 
традиционном понимании (7–11 классы). Если существования углубленно-
го математического образования в дальнейшем не предполагается, то… 
хотелось бы понимать почему, кому и, главное, зачем это нужно. 
Представляется, что ответ на этот вопрос будет иметь определяющее 
значение для декларируемой сейчас программы модернизации (читай – 
обороноспособности) страны. 
И еще: математическая школа – это отдушина для одаренных учащихся. 
Не секрет, что в школе они находятся в наиболее неблагоприятных услови-
ях, им уделяется мало внимания. Но они истинное богатство страны − до-
роже, чем нефть или газ. Или кто-нибудь думает иначе? 
Представляется, что необходимо создать Общественную Ассоциацию 
преподавателей математической школы с коллективным и индивидуаль-
ным членством (на добровольной основе, но при условии аттестации). Та-
кая ассоциация могла бы представлять интересы преподавателей (и уча-
щихся) математических школ, обеспечивать качество углубленного 
образования, разрабатывать стандарты, проводить экспертизу учебников и 
так далее. 
2. Проблема качества. 
Его должен обеспечить, в частности, стандарт углубленного математи-
ческого образования. 
Примерная схема: обязательная часть (60–70%, что, конечно, включает 
в себя стандарт профильного уровня), вариативная часть (30–40%), воз-
можность проверки достижений (с участием общественности). Необходимо 
обеспечить математические школы пособиями, учебниками, дидактиче-
скими материалами. 
В частности, желательно создать задачники, соответствующие обязатель-
ной части стандарта углубленного изучения, обеспечивающие минимальный 
уровень образования в школах с углубленным изучением математики. 
Необходимо создать систему подготовки (переподготовки) учителей, 
работающих в школах, классах с углубленным изучением математики, а 
также конференции и семинары, посвященные такому преподаванию. 
3. Проблема «фона». 
Уровень образования (в том числе математического) в стране «в целом» 
неуклонно снижается, скоро дать полноценное углубленное математиче-
ское образование станет очень трудно. Учащиеся уже к 9-му классу в 
большинстве своем уже не хотят (а часто и не могут) учиться. 
Что делать? Непонятно. Во всяком случае, нельзя опускать планку «ба-
зисного уровня образования. В частности, не должно быть математики «без 
задач», а такие предложения уже звучат. 
Будем снижать уровень дальше – загубим не только преподавание ма-
тематики, но и все образование: математика предмет системообразующий. 428 Секция 3 
4. Проблема кадров. 
Учителя стареют, но полноценные кадры взамен не приходят. Педаго-
гические институты находятся в тяжелом положении, преподаватели полу-
чают мизерную зарплату, вынуждены подрабатывать «на стороне». Резуль-
таты введения отраслевой оплаты труда в вузах выглядят как 
издевательство. Не хотелось бы думать, что результаты работы педагогиче-
ских институтов никого не интересуют. Без них школу не модернизируешь. 
В связи с введением новой отраслевой системы оплаты труда вероятна 
«эмиграция» сильных учителей в репетиторы. И дело не только в деньгах. 
В обществе нет уважения к образованию, учительскому труду. 
5. Образование – не услуга. 
Невозможно заплатить деньги и тем самым получить достойное образо-
вание (особенно математическое). Образование требует серьезных усилий. 
Необходимо, чтобы талант и усилия ученика встретились с талантом и уси-
лием учителя. Если правительство хочет иметь достойное математическое 
образование (например, для повышения обороноспособности страны), не-
обходимо вкладывать в него серьезные деньги, а если денег нет, то хотя бы 
не говорить «образовательная услуга». 
Учитель не предоставляет «услугу», он работает на благо страны. 
6. Модернизация (ускорение, перестройка и т. д.) начались давно, и конца 
этому не видно. Не будем оценивать перемены по существу. Но перемены 
сами по себе стресс. Трудно десятилетиями работать в обстановке постоян-
ных плохо мотивируемых изменений, провозглашаемых не слишком извест-
ными и малоавторитетными в учительской среде людьми (именно такие рас-
сказывают о модернизации системы образования по телевидению). Пора бы 
и остановится. Или хотя бы как-то развеять наши недоумения.


«Обзор УМК по математике ФГОС».

.
Математика 5-6 класс. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Данный учебник ориентирован на формирование вычислительных навыков и развитие мышления учащихся. Основной упор делается на арифметические способы решения. Содержание и структуру учебников отличает научность, логичность и полнота изложения. Основной методический принцип учебников, заключается в том, что ученик за один раз должен преодолевать не более одной трудности. Система задач позволяет осуществлять межпредметные связи с историей, естествознанием, литературой. В системе упражнений выделены отдельные рубрики по видам деятельности. Каждая глава учебников дополнена историческими сведениями и интересными занимательными заданиями. Эти материалы могут служить основой проектной деятельности.
В состав УМК входят:
  • рабочие программы
  • учебники:
    • С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. Математика. 5 класс
    • С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников и др. Математика. 6 класс
  • электронное приложение к учебнику
  • сборник рабочих программ
  • рабочая тетрадь
  • дидактические материалы
  • тематические тесты
  • задачи на смекалку
  • методические рекомендации (рекомендации размещены на сайте издательства)
Математика 5-6 класс. Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Учебный текст разбит на смысловые фрагменты вопросами, которые позволяют учащимся проверить, как понято прочитанное. Система упражнений делится на три группы, первые две из которых – это группы сложности, а третья – задания на повторение пройденного ранее. В арсенал учащихся включаются такие виды деятельности, как анализ информации, наблюдение и эксперимент, конструирование алгоритмов, исследование и др. Эти виды деятельности явно обозначены в системе упражнений, что позволяет учащимся активно и осознанно овладевать универсальными учебными действиями. Каждая глава завершается рубрикой «Чему вы научились», помогающей ученику проверить себя на базовом уровне усвоения материала и осознанно оценить возможность выполнения заданий более высокого уровня.
В состав УМК входят:
  • рабочие программы
  • Учебники
    • Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. / Под редакцией Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика. 5 класс;
    • Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. / Под редакцией Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф. Математика. 6 класс;
  • рабочая тетрадь
  • дидактические материалы
  • тематические тесты
  • контрольные работы
  • устные упражнения
  • методические рекомендации (размещены на сайте издательства)
  • электронное приложение
Математика 5-6 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др..
Предлагаемый учебник используется педагогами уже не одно десятилетие.
В учебник «встроен» эффективный урок нового типа — нелинейный урок с возможностью для каждого ученика реализовать индивидуальную траекторию обучения и развития. В систему упражнений учебника заложены те идеи и положения, которые сформулированы в Программе формирования и развития универсальных учебных действий для основного общего образования. 
При подготовке нового издания авторы стремились решить следующие задачи:
• сохранить теоретические и методические подходы, оправдавшие себя в практике преподавания в предшест­вующие годы;
• предусмотреть возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом образовании, развитии внимания и памяти;
• обеспечить возможность уровневой дифференциации в ходе обучения — возможность для школы работать по разным учебным планам (6 часов в неделю или — в более подготовленных классах — 5 часов), использовать учеб­ник и в общеобразовательных классах, и в классах, ориен­тированных на углублённую подготовку по математике, предоставить необходимую базу для проведения вне­классных занятий по предмету;
• дать учителю больше возможностей для реализации требований Федерального образовательного стандарта по математике;
• сделать учебник более «технологичным», т. е. таким, чтобы он «программировал» современный эффективный нелинейный урок, обеспечивал учебным материалом все основные его этапы, в том числе и этап «доучивания» по индивидуальной учебной траектории, был удобным в работе и для учителя, и для детей.
   Задачи в каждом пункте учебника разбиты на три большие группы: 
1-я — для работы в классе, 
2-я — для решения дома, 
3-я — повторительные упражнения. 
   Число упражнений в учебнике несколько избыточно. Это сделано для того, чтобы дать учителю возможность, исходя из особенностей конкрет­ного класса, выбрать более лёгкие или, наоборот, более сложные задания, уделить большее внимание тому или иному виду задач, т. е. для успешного усвоения курса нет необходимости стремиться решить с детьми все задачи учебника. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий