Особенности ФГОС второго поколения |
20.02.14 18:42 | ||||||||
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 6 октября 2009 года. В основу положен проект, разработанный членом-корреспондентом РАО Александром Михайловичем Кондаковым. С 1 сентября 2011 г. ФГОС вступил в действие по всей России, в том числе в нашей школе.
Рассмотрим особенности стандартов второго поколения в сравнении с федеральными стандартами первого поколения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования первого поколения содержал нормы и требования, определяющие:
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения представляет собой совокупность трех систем требований:
Поскольку ФГОС НОО представляет собой совокупность трех вышеперечисленных требований, остановимся более подробно на каждой из этих систем.
1 система требований – требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Стандарт второго поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности:
2. метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями:
Сравним требования к результатам обучения, заложенные в стандартах первого и второго поколения.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (образовательный стандарт первого поколения) приоритетом начального общего образования провозглашал
формирование общеучебных умений и навыков – в новом стандарте это, так называемые, метапредметные результаты обучения;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта
Таким образом, нововведение, регламентируемое ФГОС НОО – наличие требований к личностным результатам освоения образовательной программы. Многие возразят, что и учителя, и каждое общеобразовательное учреждение всегда стремились к формированию у обучающихся всех вышеперечисленных качеств. Однако это не было закреплено в государственном образовательном стандарте первого поколения.
Еще одна отличительная особенность заключается в том, что образовательный стандарт первого поколения содержал конкретный перечень требований только к результатам подготовки по предметам (требования к общеучебным умениям и навыкам носили «условный (примерный) характер»). В стандартах второго поколения четко определены конкретные требования ко всем трем составляющим результата обучения: личностным, метапредметным и предметным. Причем, именно в такой последовательности, что свидетельствует о приоритетах в современном обучении.
2 система требований – требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования
В стандартах первого поколения относительно образовательной программы образовательного учреждения буквально было сказано следующее:
ФГОС НОО предъявляет к основной образовательной программе серьезные требования:
«Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся».
С момента вступления в силу нового ФГОС начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
В соответствием с требованиями ФГОС основная образовательная программа имеет четкую структуру:
Курсивом выделены новые структурные элементы основной образовательной программы, регламентируемые требованиями ФГОС НОО. Остановимся более подробно на некоторых их них.
Учебный план
По сравнению с БУП 2004 г. (стандарты первого поколения) уходим от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте две части: инвариантная и вариативная.
В начальной школе большая часть основной образовательной программы – это инвариант, незначительная часть – это вариатив.
В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора.
В старшей школе вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии с запросами и потребностями учащихся школы.
Инвариантная (обязательная) часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Обязательная часть учебного плана состоит из следующих областей:
Филология: русский язык, литературное чтение, иностранный язык.
Математика: математика, информатика.
Обществознание и естествознание: окружающий мир.
Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, основы иудейской культуры, основы культуры религий народов России, основы светской этики.
Искусство: музыка, изобразительное искусство.
Технология: технология.
Физическая культура: физическая культура.
Итак, в новом учебном плане появилась новая область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Цель учебного курса – «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России».
Предметы образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вводятся в учебный план во втором полугодии 4 класса из расчета 1 час в неделю. Какой конкретно учебный курс будет реализоваться, зависит от социального запроса обучающихся и их родителей (законных представителей).
Вариативная часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть, может быть использовано:
Новизна заключается в том, что в рамках ФГОС в учебный план впервые введена внеурочная деятельность обучающихся из расчета 10 часов в неделю, причем в стандартах прописаны конкретные направления работы в отличных от учебных занятий формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, научные исследования
Именно наличием перечисленных направлений внеурочной деятельности обусловлена необходимость наличия в основной образовательной программе школы
программы духовно-нравственного развития, воспитания и программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа формирования универсальных действий должна содержать характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; типовые задачи их формирования, определять взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием всех учебных предметов
Изменения перехода на образовательные стандарты предусматривает разработку рабочих программ по каждому учебному предмету (курсу)
Разработка примерных программ относится к компетенции РФ в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти. И такие примерные программы на сегодня разработаны по всем учебным предметам (демонстрация книг).
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию каждого учителя.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для нее характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Большинство учителей, безусловно, выберут следующий вариант: на основании примерной программы Министерства образования разработают свою рабочую программу. Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Поэтому хочу предостеречь желающих выдать одно за другое. Примерная программа определяет базовые знания и содержит общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует примерную программу, включает национально-региональный уровень, отражает специфику работы учителя в конкретном классе.
Приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование, форма которого теперь усложнена.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Требования к результатам начального общего образования закреплены в ФГОС. Каждое образовательное учреждение должно разработать систему оценки достижений, основанную на принципах «обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования»;
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:
Для измерения результатов освоения предметных знаний разработаны и выпущены итоговые комплексные работы для каждого класса и каждого учебного предмета (показать образец). Измерительных материалов для личностных и метапредметных результатов нет.
3 система требований – требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Стандарт первого поколения включал раздел «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования». Таким образом, в стандарте первого поколения были закреплены исключительно требования к материально-техническим условиям и объектам и средствам материально-технического обеспечения учебных курсов.
В рамках ФГОС НОО требования к условиям реализации основной образовательной программы представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Кадровые условия реализации основной образовательной программы
Требования, предъявляемые к кадровым условиям реализации основной образовательной программы, должны обеспечивать:
В соответствии с ФГОС НОО уровень квалификации каждого работника образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу, должен соответствовать квалификационным характеристикам по занимаемой должности. А уровень педагогических работников – еще и квалификационной категории. То есть каждый педагогический работник, не претендующий на первую и высшую категорию, один раз в пять лет обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Претендующие на первую и высшую квалификационную категорию педагогические работники один раз в пять лет проходят аттестацию на соответствие квалификационной категории.
Непрерывность профессионального развития работников должна обеспечиваться освоением ими каждые пять лет дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов.
Именно в связи с обусловленными ФГОС нововведениями связано изменение должностных инструкций учителей (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года).
Некоторые извлечения:
Образовательное учреждение самостоятельно определяет структуру расходов в доведенном до него объеме финансовых средств.
Общеобразовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет:
Привлечение указанных дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов финансирования из бюджета учредителя.
Материально-технические условия должны обеспечивать соблюдение:
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы (информационно-образовательная среда).
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением компьютерных технологий.
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной
образовательной программы
Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основной образовательной программы включают:
В результате реализации требований ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы начального образования мы получим ученика новой формации.
Какие изменения предполагаются в ФГОС среднего (полного) образования?
В настоящее время разрабатывается проект стандарта среднего (полного) общего образования.
Революционное нововведение, заложенное в проекте ФГОС среднего (полного) общего образования, это сокращение количества предметов в старших классах в 2 раза (с 18–21 предмета до 10–12).
В новом стандарте предложено оставить для старшеклассников шесть предметных областей, из которых они выберут до семи нужных предметов) Предусмотрены три обязательных предмета:
Каждый из выбранных предметов будет иметь три уровня изучения: интегрированный (первая ступень),
Предполагается, что на профильный уровень будет отведено пять часов в неделю, а на базовый и интегрированный уровни — соответственно по три часа.
Таким образом, в учебном плане для старшеклассников будет три профильных предмета, три обязательных и три базовых или интегрированного уровня и в учебном плане будет 33 часа в неделю. Это означает, что вместо 18–21 предмета, как сегодня останется не более десяти предметов, благодаря чему удастся избежать огромного количества избыточных знаний и повторов. Будут и индивидуальные проекты школьников.
Особенностью предложенного проекта стандарта среднего (полного) общего образования (10-11 классы) является его направленность на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей каждого обучающегося, раскрытию им своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного (компетентностного) подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции в широком смысле этого слова
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий